Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла факт работающего двигателя по наличию импульсов на катушке зажигания. И вот в процессе изготовления мне пришла мысль, что это решение так же хорошо подойдет для управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО) автомобиля.
ДХО я тоже давно хотел сделать, да все руки не доходили…
Начало
Исходная схема ДХО была на 555-м таймере, на нем и попытался сначала сделать управление ДХО, но как ни старался добиться от таймера нужного алгоритма работы мне и не удалось. Тогда решил сделать на МК, стал вопрос выбора, на чем делать, моя любимая ATmega8 для такого дела ну явный перебор, а других мелких МК от Atmel’а в наличии не оказалось, да и в местных магазинах тоже, да и дорогие они, даже мелкие.
Зато нашелся PIC12F629, мелкий, 8 ног всего, и относительно не дорогой. Вот только с PIC я еще не общался, но ради такого дела пришлось начать изучение, заодно и программатор сделал PICkit-2 lite.
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
О моём варианте USB-программатора PICkit-2 читайте на Датагоре в ближайшее время
Схема блока дневных ходовых огней
В результате всего этого появилась вот такая схема:
Для вас этот фрагмент статьи недоступен. Получить полный доступ
Схема очень простая. Линейный стабилизатор, ток потребления небольшой так что в более продвинутом стабилизаторе необходимости нет. По входам делители в соответствии с входным сигналом и транзисторные ключи, для надежности, на всякий случай. На выходе полевой транзистор, который коммутирует стандартное автомобильное реле с током срабатывания не более 200 мА, вот типа такого
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Алгоритм работы
Алгоритм работы — уж не обессудьте, его я сделал исходя из своих представлений управления ДХО.
При включении зажигания подается питание на схему и она начинает отслеживать, работает ли двигатель, по наличию импульсов на катушке зажигания
При непрерывном наличии импульсов на катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО включаются
При непрерывном отсутствии импульсов на катушке зажигания (двигатель заглох, но зажигание включено) в течении 5 секунд ДХО выключатся
При включении габаритов ДХО отключаются сразу, независимо от других условий
При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ДХО включаются сразу
Подключение блока ДХО в автомобиле
Схема подключения тоже довольно простая:
Питание — берется в любой точке, где оно появляется при включении зажигания
Импульсы, индицирующие работу двигателя — можно брать с катушки зажигания либо с тахометра
Сигнал включения габаритов — с любой точки, где появляется +12В при включении габаритов
На выход — подключается любое стандартное автомобильное реле с током потребления не более 200 мА на напряжение 12В и коммутируемый ток 30-40А, чтобы можно было коммутировать любую нагрузку напрямую, хоть отдельные ДХО, хоть штатные фары.
Общий провод соответственно на корпус
Поскольку отдельных ДХО у меня нет, я подключил реле параллельно штатному реле управления ближним светом, но даже в таком варианте это минус 4 лампочки габаритов и минус вся приборная панель, какая-никакая, а все-таки экономия. Но таким же образом можно подключить и отдельные ДХО.
Печатная плата
Этап макетирования и проверки я как-то пропустил. Просто смоделировал схему в протеусе. Все заработало как ожидалось, поэтому я решил сразу делать плату, развел в DipTrace, смоделировал 3D (вид с обеих сторон):
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиляСделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Потом сделал вживую (вид с обеих сторон):
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиляСделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Вариант окончательной сборки
С корпусом решил не заморачиваться, взял готовое подходящее по размерам автомобильное реле:
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Внутренности выкинул, у этого реле в принципе уже был разъем, но он 5-ти контактный, а нужно 6, да и контакты были сделаны неудобно, поэтому штатные выкинул и на термоклее приделал обычный автомобильный разъем, с коммутирующей релюшки снял корпус, все это соединил, получилось вот так:
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Плату залакировал средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее и водонепроницаемое защитное покрытие на силиконовой основе). Хотя плата и залакирована, на всякий случай надел на нее термоусадку.
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиляСделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Вставляем все это дело в корпус.
Сделай сам универсальный блок управления для дневных ходовых огней (ДХО) автомобиля
Крышка реле вообще-то на защелках, но на всякий случай, по месту стыка прошелся термоклеем и защелкнул. Теперь чтобы вскрыть нужно будет ломать, зато герметично.
Итоги
В итоге имеем почти фирменное реле, которое можно прикрутить в любом удобном месте.
Еще один положительный момент данной конструкции: вся схема подключения делается параллельно штатной схеме, т.е. в случае отказа (поломки) достаточно всего лишь отсоединить разъем от реле и вся система будет работать в штатном режиме. Также подробно о
блок управления ДХО на микроконтроллере